Porsche в наличии 


ЗАЩИТНАЯ МОТОЭКИПИРОВКА. ЧАСТЬ II. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ СЕРТИФИКАЦИИ ЗАЩИТНОЙ ОДЕЖДЫ ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВ
 


Personal Protective Equipment

Предпочтительнее покупать мотоэкипировку с маркировкой СЕ, которая протестирована в соответствии со стандартами.


20.05.2005
Внимательно посмотрите на свою мотоциклетную одежду. Знаете ли вы, к какому типу она относится? Не в смысле того, из кожи она сделана или ткани, не в смысле - цельный это комбинезон или из двух предметов, или есть ли защитные прокладки. Защитная у вас одежда или "модная"? Эти два понятия стали четко разделяться с 30 июня 1995 года.

Требования и положения Директивы Личного Защитного Оборудования (PPE) 89/686/EEC относительно защитной одежды для мотоциклистов неоднократно объяснялись в справочной литературе BMF, но мы напомним основные моменты, тем более что найти какую-то информацию на русском языке практически невозможно.

Директива PPE стала частью законодательства Великобритании 30 июня 1995 года.

Начиная с этого момента, все производители/поставщики одежды, экипировки, оборудования, "предназначенного для ношения или использования человеком для защиты от одного или нескольких факторов, представляющих опасность для здоровья и безопасности" (определение Директивы), обязаны разделять свою продукцию на ту, которая соответствует Директиве PPE и является защитной, и на ту, которая является не защищающей. Производители/поставщики должны ставить маркировку СЕ на свою продукцию по результатам самостоятельных тестов или по результатам тестов, которые проводят независимые сертификационные организации - их называют "European notified Bodies".

Изначально данное законодательство не распространялось на одежду для мотоциклистов. После отмены стандарта ACU, который действовал в отношении гоночной экипировки, состоялась встреча доктора Гарта Уилсона (Garth Willson) и мистера Петровича (Petrovich) из Европейской Комиссии, во время которой последнего удалось убедить, что мотоциклисты только выиграют, если на рынке появится продукция, которую производители будут выпускать в соответствии с требованиями Европейского стандарта.

Агентство Европейских стандартов CEN (Comite Europeen de Normalisation) образовало технический подкомитет с длинным названием CEN/TC 162/WG9, или просто "WG9" ("рабочая группа номер 9"), который начал разрабатывать эти стандарты.

В 1998 году был опубликован стандарт EN 1621-1, который знаком многим мотоциклистам, так как часто защитные вставки на рукавах и штанинах сертифицируются именно этим стандартом (фактически, нельзя продавать ни один протектор, если он не отвечает требованиям этого стандарта, но об этом мы еще поговорим в третьей части). На момент подготовки этого материала (декабрь 2004, подготовка и публикация на сайте MotorLand.ru - май 2005) существует предварительный стандарт prEN 1621-2, который действует в отношении протекторов для спины и в самое ближайшее время будет выпущен в окончательной редакции. Ряд продукции уже сейчас выпускается в соответствии с этим стандартом (например, протектор спины T-Pro Forcefield).

Наконец, существуют стандарты для предметов одежды, перчаток и обуви: EN 13595 Части 1 - 4, EN 13594 и EN13634 соответственно.

В этой части мы разберем развитие стандартов CEN, применяемых к одежде для мотоциклистов, их базу и ряд моментов, которые тормозили разработку стандартов.

Personal Protective Equipment

1 Зона 1. Во всех этих местах должны быть защитные вставки-протекторы.
2 Зона 2. Эти места должны быть защищены дополнительными слоями материала.
3 Зона 3. Эти места подвержены умеренному риску истирания материала во время падения.
4 Зона 4. В этих местах можно использовать материал, который обеспечивает вентиляцию и эластичность.


Начало работы над стандартами

В феврале 1984 года в одном из журналов появилась реклама мотокомбеза с надписью "сделано в соответствии со стандартом ACU". Производители мотоэкипировки стали связываться с организацией ACU (Auto Cycle Union), чтобы узнать, что им нужно сделать, чтобы получить соответствующий сертификат. Выяснилось, что заявление в рекламе - ложь. Оказалось, что такого стандарта вообще нет, и для того, чтобы в печати не появлялись такие заявления, были приняты определенные меры.

Тем не менее, руководство в ACU решило, что можно улучшить стандарты, действующие в отношении защитной одежды для дорожных мотоциклистов - стандарт ACU попросту адаптировал положения Международной Мотоциклетной Федерации (FIM).

В результате текст стандартов получился весьма туманным и, по большей части, вообще бессмысленным. Например, среди требований стандарта было: "Следующие области должны быть защищены, по крайней мере, двойным слоем кожи или должны содержать пластиковые пенные вставки толщиной не менее 8 мм - плечи, локти, обе части корпуса и тазобедренного сустава, спина, колени".

Требование относительно защиты плеч, локтей и коленей было выполнить достаточно просто. Что же касается защиты других частей тела, встал вопрос относительно эффективности данного требования. Можно толковать это требование таким образом, что получается, что обязательным условием становится установка протекторов спины. А если понимать это требование по-другому, тогда получается, что всего лишь несколько марок одежды массового производства соответствуют требованию стандарта и от подмышек до бедра делают комбинезон из двух слоев кожи. Текст был противоречивым, туманным, толковать его можно было по-разному и, конечно же, такой стандарт вводить не стали.

Так как на рынке было много комбинезонов низкого качества, которые на гонках во время падений мотоциклистов приводили к катастрофическим последствиям, организация ACU пошла на беспрецедентный шаг и запретила в Великобритании в 1988 году комбинезоны одной из ведущих европейских марок, одновременно решив разработать собственные стандарты для гоночной экипировки. Был образован специальный технический подкомитет, в который вошли представители ACU, технические и медицинские эксперты и производители одежды.

ACUОднако прежде чем подкомитет подготовил первый вариант документации, ACU решила не публиковать его. Позднее представители организации признались, что причина заключалась в ответственности. Организация побоялась, что ее могут обвинить в том случае, если гонщик в сертифицированном ею стандартом комбинезоне получит травму. Для ACU гораздо спокойнее было выдвигать требования, чтобы гонщики пользовались экипировкой, которую сертифицировали бы другие организации, например, требовать, что шлемы были сертифицированы BSI (Британский институт стандартизации).

Подключение к работе Европейского Комитета / Комиссии

Именно в это время доктор Уилсон (Willson), который был членом основного комитета ACU, поехал в Брюссель и убедил мистера Петровича (Petrovich), сын которого оказался мотоциклистом, в необходимости классифицировать одежду для мотоциклистов в рамках программы стандартизации, начатой в ответ на недавно опубликованную Директиву Личного Защитного Оборудования - Personal Protective Equipment Directive.

Немецкое агентство стандартизации DIN было назначено секретариатом Рабочей Группы 9, которая провела в августе 1991 года свое первое заседание в офисах DIN, которые располагались в бывшем Восточном Берлине. На первых этапах работы комитет сфокусировался на разработке стандартов для протекторов конечностей. Но за стенами офисов нарастали противоречия.

Европейская мотопромышленность опасалась, что в случае публикации стандартов PPE, мотоциклистов могут заставить пользоваться только сертифицированной одеждой. Промышленники и объединения мотоциклистов начали лоббировать и комитет, и CEN - с тем, чтобы мотоциклетная одежда для дорожных водителей была исключена из Директивы и из программы стандартизации.

На историческом заседании с участием члена комитета Ван Гелуве (J-P Van Gheluwe) представители производящей промышленности продемонстрировали куртку из текстиля, которая, как утверждали они, просто создает защитный барьер с не экстремальными погодными факторами - ветром, дождем и холодом. Такие изделия для личного пользования нужно было исключить из сферы действия Директивы.

К сожалению, кто-то забыл вытащить из куртки протекторы на плечах и локтях, и когда один из членов комиссии спросил "что это такое и для чего?", представитель промышленников честно и не задумываясь ответил: "это - протекторы". Комиссия сразу же приняла решение, что, в таком случае, на эту куртку распространяются положения Директивы.

В итоге был достигнут компромисс: мотоциклетная одежда, предназначенная для личного пользования и защищающая только от не экстремальных погодных факторов не будет рассматриваться, как PPE - т.е. Личное Защитное Оборудование. Любые протекторы, установленные, например, а области локтей или плеч, считались PPE, и, следовательно, их нужно было тестировать и сертифицировать.

Если же производитель утверждал в своей информационной или рекламной литературе, или если такое утверждение подразумевалось, что, в дополнение к протекторам, изделие обладает другими формами "особой" защиты (например, стойкость к трению или порезам), то это изделие также рассматривалось, как PPE, которое подлежало тестированию и сертификации.

Постепенный прогресс

После этого момента процесс разработки стандартов также не был лишен ряда противоречий, но все же стандарт на одежду был направлен в Британский Институт Стандартизации (British Standards Institution, или BSI), который соединил его с требованиями другого, очень похожего стандарта - Cambridge Standard; в качестве базы для стандарта мотоциклетной одежды CEN стали использоваться альтернативные технические условия сертификационной организации SATRA и лаборатория для тестирования в Кембридже.

Под контролем Рабочей Группы 9 (WG9) начали действовать несколько отдельных групп, ведущих восемь различных проектов по стандартизации защитной одежды - постепенно начал формироваться каждый из восьми стандартов.

В декабре 1997 года был опубликован первый стандарт, подготовленный группой WG9 - стандарт EN 1621-1 "Мотоциклетная защитная одежда, защищающая от механических ударов - Часть 1: Требования и методы тестирования защитных протекторов".

В конце лета 2002 года появился стандарт для одежды EN 13595 "Защитная одежда для профессиональных мотоциклистов - Куртки, штаны и цельные или раздельные костюмы/комбинезоны". Этот стандарт делился на четыре части: в одной части рассматривались общие требования, а три части охватывали каждый из трех методов проведения тестирования. В ответ на предложение объединений мотоциклистов, поддержанное промышленностью и принятое Комиссией и CEN, документация действовала только в отношении профессиональных мотоциклистов.

Стандарт EN 13634 , действовавший в отношении обуви, и стандарт EN 13594 для перчаток также разделяли профессиональную и непрофессиональную экипировку. Эти два стандарта были опубликованы одновременно со стандартом EN 13595, что было весьма важно, так как методы тестирования были во многом похожи.

Однако в начале 2004 года была опубликована новая редакция Директивы (General Product Safety Directive 2001/95/EC), в которой поправка о "профессиональном применении" практически сведена на "нет" и отменена. В статье 10 Директивы Общей Безопасности Продукции рассматривается "миграция" продукции профессионального статуса в не профессиональную эксплуатацию, в любительский сектор; в частности:

"Продукция, которая была разработана исключительно для профессионального применения, но в последствии переместилась на потребительский рынок, должна соответствовать требованиям данной Директивы, так как такая продукция может представлять собой риск для здоровья и безопасности потребителей при использовании в умеренно опасных условиях".

Потребители часто выбирают продукцию "профессионального качества" (например, ручной электроинструмент, кухонные принадлежности и т.д.), так как они полагают, что такая продукция будет более долговечна при интенсивном использовании. Например, некоторые считают, что профессиональная электродрель или профессиональные кухонные ножи разрабатывали в расчете на непрерывную эксплуатацию в течение 8 часов, и в таких условиях они прослужат два года, а то и больше. Соответственно, в домашнем хозяйстве такие изделия будут служить гораздо, гораздо дольше, так как пользоваться вещами будут не так интенсивно.

В случае одежды для мотоциклистов, описание "профессиональный" (часто сокращается - "про", "pro"), в равной степени, предполагает, что продукция предназначена для интенсивного использования в течение продолжительного времени.

Цельный кожаный комбинезон, как предполагает его владелец, должен обеспечивать защиту при падении на высокой скорости на общественной дороге или на треке во время проведения дней "открытых дверей", независимо от того, заявляет производитель или не заявляет, что комбинезон является защитным.

Организация Торговых Стандартов уже оштрафовала двух поставщиков мото-аксессуаров за использование предыдущей редакции General Product Safety Regulations 1994 года, хотя нарушение было связано со светопроводимостью вставок для стекол шлемов. Теперь лишь вопрос времени, когда штрафные санкции и запреты будут применяться к нарушителям положений новой Директивы в отношении одежды для мотоциклистов.

Наконец, в начале 2003 года появился предварительный вариант стандарта prEN 1621-2 "Защитная одежда для мотоциклистов, защищающая от механических ударов - Часть 2: Протекторы спины для мотоциклистов - Требования и методы тестирования".

Таким образом, спустя 11 с половиной лет работы появилась серия авторитетных стандартов, которая будет регулировать поступление на рынок и, соответственно, использование мотоциклистами, целевой мотоциклетной одежды, которая будет отвечать необходимым требованиям безопасности.

Сертификация

При покупке мотоэкипировки полезно помнить следующее. Если производитель в своих рекламных материалах упоминает о какой-либо специальной защите, например, об армированной броне, то такие протекторы по закону должны иметь маркировку СЕ. Покупка мотоэкипировки с отметками СЕ стала возможна после публикации стандарта Cambridge в 1994 году.

По состоянию на декабрь 2004 года следующие производители мотоэкипировки соответствующим образом сертифицировали свою продукцию:

CEAlt-Berg (ботинки)
ASP (кожаная одежда)
BKS (кожаная одежда и перчатки)
BMW (выборочные модели обуви)
Carrerra (кожаная одежда)
Crowtree (кожаная одежда)
Crusader (кожаная одежда)
D.P.I.Safety s.r.l. (встроенная в текстильные изделия задняя воздушная подушка безопасности)
Fowlers of Bristol Limited (текстильная одежда)
Hein Gericke (протекторы конечностей Hiprotec® и выборочные модели обуви)
CEHideout Leather (кожаная одежда)
Jofama (кожаная и текстильная одежда; протекторы конечностей и спины)
Mir Yousaf Leatherware (Pvt) Limited (кожаная одежда)
MJK (кожаная одежда)
MW (кожаная одежда)
Odell T-Pro (протекторы конечностей и спины, включая текстильные изделия с защитными протекторами, надеваемые под верхнюю одежду)
Oxtar (ботинки)
Planet Knox (протекторы конечностей и спины, включая текстильные изделия с защитными протекторами, надеваемые под верхнюю одежду)
RS Performance Protection (кожаная одежда и перчатки)
Scott Leathers International Limited (кожаная и текстильная одежда)
Sumitomo Corporation Europe Limited (встроенная в текстильные изделия воздушная подушка безопасности)
Zak Leathers (кожаная одежда)

Примечание: Известно, что существует много поставщиков из Юго-Восточной Азии, которые утверждают, что они могут предложить протекторы спины и конечностей, которые соответствуют стандарту EN 1621 Часть 1 и Часть 2 соответственно, и их продукция используется в различной экипировке, которая продается под признанными международными марками. Также известно, что многие компании ведут работу по сертификации стандартом СЕ своих изделий - одежды, перчаток и обуви. Однако на момент подготовки этого материала (декабрь 2004), их сертификация стандартом официально не подтверждена.

CE

Маркировка

Маркировка "CE":

Включает в себя собственно маркировку "СЕ" и идентификационный номер организации, которая контролировала производственный процесс;

Указывается на самом изделии, его упаковке или в документации, прилагаемой к изделию;

Позволяет продукции свободно продаваться и использоваться в странах ЕС.

Наиболее безопасно покупать эффективную защитную экипировку, если она протестирована в соответствии с признанными стандартами. Предпочтительнее покупать мотоэкипировку с маркировкой СЕ, которая протестирована в соответствии со стандартами:

Мотоциклетные куртки, штаны или комбинезоны должны соответствовать стандарту EN 13595. Защитные протекторы должны соответствовать стандарту EN 1621.
Перчатки должны соответствовать стандарту EN 12594.
Обувь должна соответствовать стандарту EN 13634.

Продолжение (Часть III) будет опубликовано в одном из следующих выпусков мотоновостей.






Также смотрите:

Продукция, аксессуары, мотоэкипировка

Автоновости   Мотоновости

Copyright ©  2005 MotorLand.ru. Запрещается полное или частичное копирование, перепечатка, воспроизведение любых материалов сайта MotorLand.ru в любой форме без получения письменного разрешения в каждом конкретном случае.

 

  Автоновости

 

Все автоновости

 

  Мотоновости

 

Все мотоновости

 

  Реклама

 

Renault Logan

 

 

Copyright ©  2012 MotorLand.ru (1997-2012)